Выступление Руководителя Росгидромета А.В.Фролова на открытии VII Всероссийского метеорологического съезда - «Современная российская гидрометеорологическая служба: эволюция, инновации и перспективы развития»
8 июля 2014 гПогода, физико-климатические условия, геофизические процессы влияют на здоровье, образ жизни людей, продовольственную безопасность, энергетику, водное хозяйство, транспорт и окружающую среду. Гидрометеорологические опасные явления (ОЯ) с высокой степенью повторяемости отмечаются на территории России. Глобальные изменения климата, нарушение правил застройки территорий, износ хозяйственной инфраструктуры являются факторами роста на 6% в год числа ОЯ, приводящих к гибели людей и наносящих ущерб экономике страны, оцениваемый в среднем около 1% ВВП.
В настоящее время российская гидрометеорологическая служба осуществляет обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической информации, в том числе выпускает прогнозы погоды, наводнений, урожая сельскохозяйственных культур, космической и океанской “погоды”, информирует об угрозе цунами, селевой и лавинной опасности, даёт оценки глобальных и региональных изменений климата, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном пространстве, ведёт мониторинг загрязнения, включая радиоактивное, окружающей среды. Информационной продукцией Росгидромета пользуются более 45 тысяч специализированных пользователей.
Перестройка, распад СССР и последовавший глубокий социально-экономический кризис 1990-х годов оказали крайне негативное воздействие на российскую гидрометеорологическую службу. Количество пунктов наблюдений вынужденно сократилось в среднем на 30%, в отдалённых районах Сибири и Дальнего Востока на 50%. К концу 1990-х годов более половины средств наблюдений выработали сроки эксплуатации. Многие здания и сооружения пришли в ветхое состояние. Увеличился разрыв между спросом общества и экономики на гидрометеорологическую информацию и возможностью её предоставления.
В эти годы благодаря самоотверженному труду сотрудников был предотвращён развал государственной гидрометеорологической службы. Огромное положительное значение имело принятие в 1998 году федерального закона "О гидрометеорологической службе", который создал правовую базу гидрометеорологической деятельности в новых экономических условиях и федеральной целевой программы (ФЦП) "Развитие системы гидрометеорологического обеспечения народного хозяйства Российской Федерации в 1994―1996 годах и на период до 2000 года".
В начале XXI века масштабный рост экономики страны создал предпосылки для перехода к восстановлению и техническому перевооружению гидрометеорологической службы. Произошла стабилизация количества пунктов наблюдений. Появилась принципиальная возможность привлечения инвестиций в отрасль.
Первым крупным шагом в этом направлении стало привлечение в 2005 году кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (проект Росгидромет-1). В ходе его реализации было проведено оснащение 1627 метеорологических станций и 229 гидрологических постов автоматизированными комплексами и устройствами, обеспечивающими сбор, первичную обработку, накопление и передачу результатов измерений. Наблюдательная сеть Росгидромета увеличилась на 310 автоматических метеорологических станций в районах, где наблюдения за погодой крайне важны для обнаружения и прогнозирования ОЯ. На мощных вычислительных комплексах, установленных в Москве, Новосибирске и Хабаровске, созданы автоматизированные технологии гидрометеорологических прогнозов нового поколения, которые принято называть «высокими технологиями». В Мировом центре данных в г. Обнинске удалось решить задачу спасения данных, находившихся на физически деградированных магнитных лентах, за счёт внедрения новых носителей. Модернизация основных систем службы погоды будет продолжена в рамках второго соглашения с МБРР, вступившем в силу 8 мая 2014 года (проект Росгидромет-2).
Принципиально новой основой улучшения прогнозирования быстроразвивающихся гидрометеорологических процессов должно стать создаваемое в настоящее время единое метеорадиолокационное поле от Калининграда до Владивостока и Петропавловска-Камчатского на базе сети отечественных доплеровских радиолокаторов ДМРЛ-С, разработанных по техническому заданию Росгидромета Концерном ПВО «Алмаз-Антей» (ФЦП “Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009―2015 годы)” и ФЦП “Создание и развитие системы мониторинга геофизической обстановки над территорией Российской Федерации на 2008―2015 годы”). Для эффективного обеспечения хозяйственной и военной деятельности развёртывается сеть гелиогеофизических наблюдений, сеть наблюдений за вспышками на Солнце и магнитным полем Земли, начаты научные исследования с помощью уникального по инструментальной оснащённости самолёта-лаборатории.
Для РАЭ построено НЭС «Академик Трешников”, новый зимовочный комплекс и снежно-ледовая взлётно-посадочная полоса на антарктической станции Прогресс. В 2013 году при активном участии Росгидромета принят основополагающий закон по регулированию деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике.
В рамках Федеральной космической программы создана высокотехнологичная система приёма, обработки и представления спутниковой информацией. Система по объёму данных (более 280 Гбайт/сутки), принимаемых с 16 зарубежных и отечественных спутников наблюдения Земли, спектру решаемых задач и номенклатуре выпускаемой информационной продукции (более 150 видов в сутки), количеству потребителей (более 460) федерального и регионального уровня (свыше 2000 ежедневных обращений к сайтам) является крупнейшей в России и одной из самых крупных в мире. До 2015 года намечено запустить 3 метеорологических, 1 океанографический и 5 геофизических спутников.
Росгидрометом совместно с МЧС России и РАН в 2011 году на Дальнем Востоке введена в строй и поддерживается в высокой степени готовности построенная на инновациях система предупреждения о цунами (ФЦП “Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года”). Система позволяет обеспечить контроль за сейсмической обстановкой, обнаружение сильных подводных землетрясений и выдачу предупреждений о цунами в ближней зоне в течение не более 10 минут с момента регистрации землетрясения.
Модернизировать гидрологическую наблюдательную сеть и повысить точность гидрологических прогнозов призвана новая ФЦП “Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012―2020 годах”. С помощью ФЦП "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы” планируется создать систему комплексного экологического мониторинга окружающей среды в регионе.
Принятие в 2009 году «Климатической доктрины Российской Федерации» и разработанный в порядке её реализации «Комплексный план научных исследований погоды и климата» (2010 г.) уточнили приоритеты российской климатической науки. Утвержденный Правительством России Комплексный план реализации Климатической доктрины (2011 г.) придал новый импульс развитию системы климатического обслуживания в условиях изменяющегося климата и, как следствие, укреплению гидрометеорологической безопасности страны. В число приоритетов Росгидромета вошло формирование национального сегмента Глобальной рамочной основы климатического обслуживания (ГРОКО). Эту задачу призван решить созданный в 2012 году Климатический центр Росгидромета.
Наличие действующих государственных программ открывает перспективу для развития отечественной гидрометеорологии. При этом остаются нерешёнными проблемы повышения социальной защищённости работников гидрометеорологической службы, повышения их квалификации и привлечения талантливой молодежи. Новой срочной задачей является интеграция в единую российскую гидрометеорологическую службу оперативно-производственных метеорологических подразделений двух новых субъектов Российской Федерации ― Республики Крым и города Севастополя.
VI Всероссийский метеорологический съезд (г. С.-Петербург, 14―16 октября 2009 года) дал оценку состоянию отечественной метеорологии, определил приоритеты её развития, обсудил и, в целом, одобрил подготовленную Росгидрометом «Стратегию деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учётом аспектов изменения климата)».
VII Всероссийский метеорологический съезд (г. С.-Петербург, 7―9 июля 2014 года) даёт возможность профессиональному сообществу подвести итоги первого этапа реализации этой Стратегии и наметить новые ориентиры на период до 2020 года и дальнейшую перспективу.