Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияИспытание льдом и погодой

Испытание льдом и погодой

16 апреля 2014 г

Согласно Программе наблюдений и работ 59-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ) научно-экспедиционному судну (НЭС) «Академик Трешников» (капитан С.В. Лукьянов) поручалось выполнить техническое снабжение и смену персонала российской антарктической станции Новолазаревская, а также вывезти после завершения программы сезонных работ сотрудников РАЭ, работающих на станции Прогресс и полевой базе Дружная-4. Анализ ледовой обстановки в районе бухты Белая моря Лазарева, на побережье которой находится береговая база станции Новолазаревская, показал наличие мощного массива припайных льдов, который сохранялся к началу марта. В связи с этим руководство Арктического и антарктического НИИ (ААНИИ) и РАЭ приняло решение направить на помощь НЭС «Академик Трешников» другое судно экспедиции — НЭС «Академик Федоров» (капитан И.Ю. Стецун), которое 10 марта с.г. завершило грузовые и пассажирские операции на станции Беллинсгаузен.

НЭС «Академик Трешников» подошло к рекомендованной ААНИИ точке входа в припайный лед 16 марта и продолжило движение по трещине, обнаруженной на спутниковом снимке высокого разрешения. Непрерывное движение по трещине временами прерывалось в связи с необходимостью форсирования с помощью ударов корпуса судна ледовых перемычек, толщина которых достигала 2 метров. По этому же маршруту осуществляло движение НЭС «Академик Федоров», которое вошло в припай 19 марта. Движение судов осложнялось крайне неблагоприятными погодными условиями. Серия «глубоких» циклонов, проходивших через акваторию моря Лазарева, сопровождалась ураганными ветрами скоростью свыше 30 м/с, сильными низовыми метелями и практически полным отсутствием видимости, что привело к невозможности продолжения движения к месту выгрузки станционного снабжения. Силовые установки судов работали на пределе мощности, при этом суда были вынуждены сменять друг друга в качестве лидера при прокладке ледовой трассы. Одновременно на «ведомом» судне выполнялись необходимые профилактические и ремонтные работы. Все эти обстоятельства привели к серьезной задержке плановых операций по обеспечению станции Новолазаревская, на которые Программой работ отводилось всего 6 дней. По мере приближения к ледяному барьеру стало очевидно, что возможности ледовой ходкости наших судов были практически исчерпаны, т.к. толщина льда стала достигать 200-230 см, а толщина снега на нем 50-60 см.

Используя кратковременное улучшение погоды, 25 марта были завершены вертолетные операции по смене персонала станции Новолазаревская (начальник станции М.В. Бугаев) и доставке на нее с судна боящихся морозов продуктов питания. 30 марта с помощью вертолета был найден снежный спуск на припайный лед с поверхности ледяного барьера, высота которого над уровнем моря составляет 8 метров, а также трасса для движения гусеничнойтехники к борту судна. Ее общая протяженность до береговой базы Новолазаревской составила около 8 км, из них 3 км по ледовому барьеру. С целью ускорения продолжения операций было принято решение по организации выгрузки судна с помощью 2-х экспедиционных вертолетов КА-32 и 4-х единиц станционной гусеничной техники. Для обеспечения безопасности движения тяжелых транспортеров по льду вся ледовая трасса была предварительно обвехована с многочисленными промерами толщины льда. Все работы были завершены за двое с половиной суток — 6 апреля. Жесткий график грузовых операций был продиктован приближением очередного циклона. Всего с борта НЭС «Академик Трешников» с помощью гусеничной техники было выгружено 433,6 тонн дизельного топлива и 70,3 тонн иных грузов генерального снабжения, а с помощью вертолетов доставлено 218 тонн авиа-керосина, 677 бочек ГСМ и 39 тонн продуктов питания. Начиная с 4 апреля, НЭС «Академик Федоров» начало прокладку нового канала в припайном льду, которым 8 апреля воспользовалось НЭС «Академик Трешников». После завершения сложнейших грузовых операций в районе станции Новолазаревская, оба российских судна продолжили свое плановое движение: НЭС «Академик Федоров» — в порт Кейптаун, а НЭС «Академик Трешников» на антарктическую станцию Прогресс. В пункты назначения оба судна планируют прибыть 16 апреля.

Успешное завершение снабжения станции Новолазаревская и смена ее персонала с помощью наших судов в тяжелейших ледовых и погодных условиях продемонстрировало высокую профессиональную подготовку всех членов экипажей, участников экспедиции и летных специалистов. Следует отметить, что этому способствовало высококвалифицированное информационно-прогностическое обеспечение работ со стороны ледовых специалистов и синоптиков ААНИИ. В результате станция Новолазаревская не только продолжит свою деятельность в полном объеме запланированных работ, но и обеспечит все авиационные операции в рамках международной корпоративной программы ДРОМЛАН в летнем сезоне 2014-2015 гг., которая активно использует ледовый аэродром нашей станции для меж- и внутриконтинентальных полетов.

Начальник РАЭ В.В. Лукин

К началу страницы