НЭС «Академик Федоров» берет курс на Антарктику
31 октября 2013 гВ первых числах ноября 2013 года научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета планирует отход от причала Морского торгового порта г.Санкт-Петербурга в очередной антарктический рейс. На этот раз рейс судна будет направлен на выполнение плановых заданий программы 59-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ). Капитан судна — капитан дальнего плавания Стецун Игорь Юрьевич, начальник 59-й сезонной РАЭ Бондарчук Владимир Анатольевич. Оба — опытные полярные исследователи, за плечами которых много лет, проведенных на судах в ледовитых морях и на научных станциях в Арктике и Антарктике. На борту судна из Петербурга в Антарктику отправятся 70 членов экипажа и 81 сотрудник РАЭ. Еще одна группа участников экспедиции (53 человека) прилетят в Кейптаун в начале декабря на рейсовых самолетах и присоединятся к участникам рейса. Авиационное обеспечение работ 59-й РАЭ с борта НЭС «Академик Федоров» и на российских антарктических станциях будет выполняться специалистами авиационной компании «Авиалифт-Владивосток» на вертолетах КА-32 и самолете АН-2. На борту судна находится часть материально-технического снабжения 59-й РАЭ для обеспечения программы круглогодичных наблюдений и работ на станциях Прогресс, Восток, Мирный, а также на сезонных полевых базах Дружная-4, Ленинградская и Русская.
Плановая продолжительность рейса НЭС «Академик Федоров» по программе 59-й РАЭ составляет 171 сутки. Судно проследует по маршруту: Санкт-Петербург-Бремерхафен (Германия)-Кейптаун (ЮАР)-станция Прогресс (Антарктида) станция Мирный-полевой лагерь Оазис Бангера-полевая база Ленинградская-станция США Мак-Мердо (Антарктида)-полевая база Русская-Пунта-Аренас (Чили)-станция Беллинсгаузен (Антарктика) Бремерхафен (Германия)-Санкт-Петербург. Таким образом, НЭС «Академик Федоров» выполнит задачи экспедиции в индоокеанском и тихоокеанском секторах Антарктики, и после четырехлетнего перерыва посетит российские полевые базы Ленинградская и Русская, а также полевой лагерь Оазис Бангера, на которых запланирован большой комплекс научных исследований по мерзлотоведению, микробиологии, метеорологии, геодезии, геологии. Там же будет проведено техническое обслуживание ранее установленных автоматических метеорологических и геодезических станций и будут выполнены рекогносцировочные исследования по развитию наземного обеспечения отечественной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС.
Всего в программе 59-й РАЭ запланированы работы и исследования по 69-ти научным темам, подготовленным в 24-х российских научно-исследовательских и научно-производственных организациях, представляющих девять федеральных органов исполнительной власти, а также по десяти совместным программам с национальными антарктическими экспедициями Австралии, Беларуси, Германии, Республики Корея, США и Украины. В центре внимания продолжают оставаться буровые операции в глубокой ледяной скважине 5Г на станции Восток. Они будут продолжены с отметки глубины 3543,5 м до 15-20 метров (около 3750 м), разделяющих скважину от границы «лед-вода», расположенной на глубине 3769,3 м. Из новых направлений исследований можно выделить работы по изучению рельефа морского дна с помощью многолучевого эхолота и профилографа донных отложений с борта НЭС «Академик Трёшников», по установке автоматической метеорологической станции и бурения скважин в вечной мерзлоте с установкой регистраторов изменчивости температуры по глубине в Оазисе Бангера и сбору образцов космической пыли на станции Восток в период прохождения нашей планеты через «хвост» кометы Айсон в декабре 2013 г. — январе 2014 г.
30 октября из г.Минска (Республика Беларусь) планируется вылет самолета ИЛ-76ТД, который арендован для выполнения работ по международной корпоративной авиационной программе ДРОМЛАН. Эта программа была организована в 2003 году национальными антарктическими программами Бельгии, Великобритании, Германии, Индии, Нидерландов, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, ЮАР и Японии. На самолете ИЛ-76ТД планируется выполнить 11 межконтинентальных рейсов из г. Кейптауна (ЮАР) на ледовые аэродромы российской станции Новолазаревская и норвежской станции Тролл, расположенных на Земле Королевы Мод (Восточная Антарктида). В настоящее время коллектив зимовочного состава 58-й РАЭ на станции Новолазаревская завершает работы по подготовке взлетно-посадочной полосы для приема первого рейса транспортного самолета ИЛ-76ТД, который запланирован на 4-5 ноября с.г.
В эти же дни полярники станции Прогресс выполняют санно-гусеничный поход на топливную подбазу, расположенную на 550-м км трассы станция Прогресс — станция Восток, с целью доставки на нее дизельного топлива для поддержки основного санно-гусеничного похода по снабжению станции Восток, который начнется во второй половине ноября.
Очередная группа участников 59-й РАЭ планирует отбыть из Петербурга к месту выполнения работ на новом НЭС «Академик Трешников» Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета в конце января 2014 года. С помощью этого судна будет проведено материально-техническое обеспечение станций Прогресс и Новолазаревская, а также смена их зимовочных составов.
Программа работ 59-й РАЭ была рассмотрена и одобрена на заседаниях Ученого совета ААНИИ, Научного совета Российской академии наук по изучению Арктики и Антарктики и коллегии Росгидромета.