Выдающемуся полярному исследователю КОРНИЛОВУ Николаю Александровичу — 80 лет
7 июня 2010 гНИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРНИЛОВ родился 05 июня 1930 года в селе Ямская Слобода, Владимирской области. С 1948 по 1954 год учился в Ленинградском высшем арктическом училище им. адмирала С.О. Макарова, на специальность инженер-океанолог. С 1954 г., после окончания училища, начал свою трудовую деятельность инженером Арктической научно-исследовательской обсерватории в п. Тикси. С этого времени вся жизнь Николая Александровича Корнилова связана с научными исследованиями и практической работой в полярных регионах Земли.
В навигации 1958–60 годов Н.А. Корнилов руководил научно-оперативным обеспечением плавания судов на центральном участке Севморпути, в должности заместителя начальника и начальника научно-оперативной группы Штаба морских операций Центрального района Арктики.
С 1961 года начальник дрейфующей станции «СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС-10», участник 9, 13 и 20-х Советских антарктических экспедиций в должностях руководителя станций и экспедиции. В сентябре 1976 года он был назначен заместителем директора ААНИИ по научно-экспедиционной работе. Работа флота на науку и работа науки на совершенствование флота — одно из направлений приложения способностей Н.А. Корнилова. За время его деятельности в должности заместителя директора ААНИИ, отвечающего за работу флота института, флот пополнился, как научно-исследовательскими судами, выполнявшими в дальнейшем государственные и международные программы, так и уникальными для своего времени научно-экспедиционными судами, такими, как НЭС «Михаил Сомов» и НЭС «Академик Федоров». Эти суда обеспечивали работу Советской антарктической экспедиции, объем которой превышал все действующие в то время зарубежные антарктические программы.
Будучи на посту заместителя директора, неоднократно участвовал в морских и воздушных экспедициях в Арктику и Антарктику. Работая в Антарктиде, Н.А. Корнилов проводил работы, связанные с созданием взлетно-посадочной полосы на снежно-ледовом основании. Примененный метод создания ВПП нигде до этого не был апробирован, ни в Арктике, ни в Антарктике, ни в отечественном, ни в зарубежном строительстве. В результате этой работы в период 25-й сезонной САЭ в районе антарктического метеорологического центра (АМЦ) «Молодежная» Государственной комиссией была принята в эксплуатацию взлетно-посадочная полоса (ВПП), созданная на снежно-ледовом основании. На эту полосу 13 февраля 1980 года совершил первую посадку колесный самолет ИЛ-18Д, а в 1986 г. на ту же полосу была совершена первая посадка уже на самолете ИЛ-76ТД. Впоследствии эти два типа самолетов надежно связывали воздушным мостом АМЦ «Молодежная» с Москвой и Ленинградом.
В 37-й САЭ, в 1992 году, Н.А. Корнилов руководил организацией первой и пока единственной дрейфующей научно-исследовательской станцией в Антарктике (море Уэдделла). Эта станция была организована по российско-американскому проекту, одним из авторов которого он являлся.
За период своей деятельности Н.А. Корнилов опубликовал 27 научных трудов, посвященных полярным областям Земли, защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата географических наук.
Богатая яркими событиями жизнь и трудовая деятельность опытнейшего полярного исследователя и великолепного организатора экспедиционной деятельности ААНИИ Н.А. Корнилова вызывает в коллективе чувство глубочайшего уважения. Государство высоко отметило заслуги Н.А. Корнилова. Он награжден орденом Ленина с вручением золотой медали «Серп и молот», а также орденом «Октябрьской Революции».
Н.А. Корнилов обладает неизменным авторитетом как выдающийся деятель в области полярных исследований, отдавший становлению и развитию Российских Антарктических исследований всю свою энергию, знания и опыт. С 1994 года Н.А. Корнилов длительное время работал главным специалистом «СП ИНТААРИ», развивая транспортную логистику в Арктике и Антарктике. В настоящее время, находясь на заслуженном отдыхе, активно участвует в общественной жизни института и города.
Желаем дорогому Николаю Александровичу здоровья, бодрости и долгих лет активной, творческой жизни.