Перейти к основному содержанию
Размер шрифта:
Цветовая схема:
Дополнительно
Гарнитура шрифта:
Интервал между буквами:
Обычная версия
Вы здесь: ГлавнаяПресс-центр Новости и событияНачался II этап очистки Арктики

Начался II этап очистки Арктики

31 мая 2013 г

В ночь с 14 на 15 мая дизель-электроход ледового класса «Михаил Сомов» вышел из порта Экономия г. Архангельска и направился к самому северо-востоку архипелага Земля Франца-Иосифа — острову Греэм-Белл. На борту легендарного судна, кроме экипажа — сотрудники «Русской Арктики», «Севморгео», Арктик-Консалтинг Сервис, которые принимают участие во II этапе очистки Арктики.

Перед отплытием на флагмане «Северного УГМС» прошла пресс-конференция. На ней журналисты задали массу и вопросов. Одним из основополагающих был: «Сможет ли судно выгрузить груз на ледовый припай и как будет происходить работа на острове?». Руководители организаций дали подробные ответы журналистам на все интересующие их вопросы.

Первые дни плавания прошли спокойно, погода в Белом море благоприятствовала выполнению поставленных задач. Через сутки вышли в Баренцево море, ветер немного посвежел, температура воздуха понизилась, но в целом, это нисколько не мешало нам идти заданным курсом.

Ночью 18 мая, в точке с координатами 76˚37΄с.ш. 57º36΄в.д. взяты под проводку атомного ледокола «Таймыр», сплоченность льда 3-4 балла, толщина 20-30 см. Хотя для этих широт, под 80-й параллелью, понятие дня и ночи в это время года слилось воедино — Солнце уже не опускалось за горизонт, наступил полярный день.

К вечеру этого же дня сплоченность и толщина увеличились, продвигались с большим трудом и частыми остановками. 19 мая в 4 часа вошли в пролив Моргана, курсом 333˚, обогнули о.Греэм-Белл с западной стороны. Весь залив Матусевича, так же проливы между островами Ла-Ронсьера, Земля Вильчека, Греэм-Белл покрыты припаем.

Капитан Юрий Настеко собрал совещание по выгрузке техники на ледовый причал. Предварительно мы рассчитывали на толщину льда около 80 см, это минимальная толщина льда для безопасной выгрузки большегрузной техники. У нас ее было 7 единиц, не считая тракторов, масса которых не превышала 10 т. Ни для кого не секрет, что прочность льда в Арктике намного слабее пресного льда. Поэтому запас прочности был нам очень необходим. Решено, что вертолетом мы полетим выбирать место для основной и запасной площадок, еще три-четыре места для ледового склада, чтобы сэкономить время. Юрий Алексеевич поручил мне все сфотографировать сверху, для составления плана и схемы выгрузки. Также мне было необходимо совместно с гидрологами определить толщину льда, его торосистость и взять пробы воды.

Пришлось вспомнить все, чему меня учили. С удивлением отметил, что ничего не забыл (спасибо своим преподавателям).

Белое Безмолвие, два корабля и завораживающие глыбы льда — разве это не край Земли? Есть в этом что-то романтическое. Красивое небо, мороз и потрескивающие от напора наших судов льдины.

И именно эти места влекут к себе. Людям нравится всё неизведанное, интересное, любопытное. А в то время, как раз север и остался ещё не покоренным людьми. А может и не надо его покорять. Может быть лучше быть частью его и тогда он сможет открыть все свои тайны?

Каждый раз выходишь в море — и каждый раз по-новому. Какая-то неведомая сила влечёт тебя на север, в Арктику. Хочется побывать в новых местах и изучать неизведанное. И тут человек вступает в противоречие с самим собой: инстинкт требует безопасности, а голова новых ощущений, новых переживаний. И побеждает, конечно, последнее.

За несколько часов до прибытия в условленную точку мы с несколькими сотрудниками вылетели на вертолете. Полчаса полета и мы на острове. В месте предполагаемой стоянки методом пробного бурения нашли точку, с глубиной 10 метров, максимально возможного подхода, в 2300 метрах от берега. По прямой к берегу сделали промеры толщины льда, снега и глубины. Обозначили вешками трассу, две разгрузочные площадки и выезд на берег — нашли место между двумя максимально удаленными друг от друга торосами. Толщина льда была 90-95см. Наметили трассы и разгрузочные площадки.

В 500 м на мели стоял красивый бирюзовый айсберг — их называют «стамухами». Не преминул возможностью сфотографировать его, тем более, что необходимо было осмотреть трещины льда идущие от него.

Остров Греэм-Белл не поражает своей красотой и величием. На нем нет гор, есть только дайки, которые несколько скрашивают, довольно скучный ландшафт. Есть еще триста тысяч ржавых бочек и огромное количество брошенной техники. На самом краю берега стоят четыре огромных емкости из-под ГСМ: три по 500 и одна 1000 кубических метра. Именно они представляют реальную угрозу экологии острова. Для предотвращения беды необходимо срочно откачать топливо, иначе через год все это может оказаться в океане. Для этого и было направлено большое количество новейшей техники и людей на этот остров.

Мне пришлось побеседовать с одним из рабочих, Быданов Василий Анатольевич оказывается, служил на этом острове в 1977-1979 годах. Говорит, что как только узнал, что готовится экспедиция, сразу же принял решение: «Еду!»

Во-первых — ностальгия, по этим местам, где провел два года своей молодости, а во-вторых, шутили уже мы — нужно убрать за собой мусор, который он там оставил!

За трое суток мы выгрузили более 700 тонн генерального груза. 60 полярников остались на острове, им предстоит нелегкая, но нужная работа. Многие из них в Арктику попали первый раз, и они на все смотрели широко открытыми глазами. С погодой нам повезло, простоев не было. Ложка дегтя все-таки была — без согласования с гидрологами рабочие изменили маршрут трассы, и как результат у самого берега провалился трактор. Неглубоко, он даже не ушел весь под воду, но 20-ти тонную громадину достать будет трудно...

21 мая мы отмечали первый раз День Полярника и что примечательно — мы были в самом сердце Арктики, Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков отслужил молебен в честь этого праздника на борту нашего судна...

Поставленную задачу экипаж НЭС «Михаил Сомов» с честью выполнил, а потом был долгожданный путь домой, хотя для меня оказалось, что домой я попаду нескоро. Необходимо еще провести инспекцию на острове Моржовец. Ну, это уже совсем другая история, о которой я расскажу немного позднее.

Старший инспектор Северного УГМС Александр Обоимов.

К началу страницы