Возвращение к невским берегам
11 апреля 2013 гВечером 11 апреля с.г. новое научно-экспедиционное судно Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета «Академик Трёшников» возвращается в родной порт из своего первого антарктического рейса. Капитан судна — капитан дальнего плавания Лукьянов Сергей Владимирович, начальник рейса — заместитель начальника
Выход судна от причала Санкт-Петербургского Морского торгового порта состоялся 21 декабря 2012 г., рейс продолжался 111 суток. За этот период НЭС «Академик Трёшников» прошло 21773 морских миль, из них во льдах 1568 миль и 3138 миль в айсберговых водах Антарктики. За период рейса судно дважды заходило в порт Бремерхафен (Германия) и Монтевидео (Уругвай).
Главными задачами первого экспериментального рейса НЭС «Академик Трёшников» были:
— проведение натурных испытаний мореходных и ледовых характеристик плавания для проверки их соответствия проектным показателям;
— практические испытания всего основного и вспомогательного технического оборудования судна, научного и природоохранного комплексов;
— выполнение операций по материально-техническому снабжению и смене персонала российской антарктической станции Беллинсгаузен;
— выполнение попутных научных наблюдений по программе работ
В период рейса было выполнено 39 океанологических станций с отбором проб морской воды на солёность, растворённый кислород, фосфаты, кремний, 9 зондирований с помощью обрывных термозондов, 952 срочных метеорологических наблюдения. Кроме этого введён в эксплуатацию уникальный акустический комплекс измерений параметров морского дна, состоящий из многолучевого эхолота и профилографа донных отложений. В тестовом режиме с помощью этого комплекса было выполнено 20 миль промеров. В море Беллинсгаузена было выполнено 5 гидробиологических станций с отбором проб фито — и зоопланктона, а также живых организмов, обитающих на морском дне. Научные исследования в экспериментальном рейсе НЭС «Академик Трёшников» проводили специалисты Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета, Зоологического института и Ботанического института Российской академии наук, Государственного научного центра им. Академика Крылова, Санкт-Петербургского Государственного университета.
Важным элементом программы экспериментального рейса стало проведение испытаний ледовых качеств судна. Они выполнялись на ровном припайном льду залива Симонова моря Беллинсгаузена, а также в многолетних дрейфующих и припайных льдах моря Уэдделла. Результаты испытаний подтвердили заявленную в проекте ледопроходимость — непрерывное движение передним и задним ходом в ровном припайном льду толщиной 1,1 м со скоростью 2 узла. При работе «набегами» на лёд прочностные характеристики корпуса и мощность судовой силовой установки позволили преодолевать торосистый лёд толщиной до 4,65 м.
В период плавания выявлен ряд технических недостатков в работе судовой аппаратуры, которые будут устраняться в период проведения гарантийного ремонта заводом-изготовителем судна «Адмиралтейские Верфи» г. Санкт-Петербург. Это обычный процесс по вводу любого нового судна в эксплуатацию. Выявить такие недостатки возможно только при проведении натурных испытаний, особенно в тех условиях, в которых ему предстоит работать в будущем. Отметим, что плановые календарные сроки рейса были строго соблюдены, при заходах в порты не требовалось выполнения специальных ремонтных работ, большинство выявленных неисправностей устранялись на месте силами гарантийных и судовых специалистов. Все задачи первого рейса, поставленные перед его участниками, были успешно выполнены.
Впереди экипаж НЭС «Академик Трёшников» и участников РАЭ ждут новые антарктические рейсы, новые работы и новые испытания, но те результаты, которые они получили в декабре 2012 — апреле 2013 г., дают уверенность, что любые новые задачи будут успешно выполнены.