Документы
- Федеральные законы
- Указы Президента РФ
- Постановления Правительства РФ
- Распоряжения Правительства РФ
- Нормативно-правовые акты
- Административные регламенты
- Документы для обсуждения
- Прочие документы
- Порядок обжалования НПА, решений и действий ФОИВ или его должностных лиц
- Информационный бюллетень
- Судебная практика
Доктрина от 27 июля 2001 г
Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года
IV. Реализация национальной морской политики
1. Администрирование морской деятельности
Администрирование в области формирования и реализации национальной морской политики заключается в определении органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации приоритетных задач и содержания национальной морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективу, в управлении составляющими морского потенциала государства, отраслями экономики и науки, связанными с морской деятельностью, в перспективном планировании морской деятельности и строительства российского флота.
Президент Российской Федерации определяет приоритетные задачи и содержание национальной морской политики на ближайшую и долгосрочную перспективу, в соответствии с конституционными полномочиями принимает меры по обеспечению суверенитета Российской Федерации в Мировом океане, защите и реализации интересов личности, общества и государства в сфере морской деятельности, осуществляет руководство национальной морской политикой.
Федеральное Собрание Российской Федерации в рамках своих конституционных полномочий осуществляет законодательную деятельность по обеспечению реализации национальной морской политики.
Правительство Российской Федерации через федеральные органы исполнительной власти и Морскую коллегию осуществляет руководство реализацией задач национальной морской политики.
Совет Безопасности Российской Федерации, как конституционный орган при Президенте Российской Федерации, выявляет угрозы, определяет жизненно важные интересы общества и государства, разрабатывает основные направления стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации в Мировом океане.
Федеральные органы исполнительной власти, взаимодействуя между собой, осуществляют в пределах своей компетенции управление морской деятельностью Российской Федерации.
2. Экономическое обеспечение
Для успешной реализации национальной морской политики решающее значение имеет экономическое обеспечение морской деятельности Российской Федерации, которое включает:
- комплексное использование возможностей экономического управления: регулирование кредитно-денежных отношений, заключение государственных контрактов, оптимизацию налогового, антимонопольного и таможенного режимов, осуществление дифференцированной государственной помощи;
- формирование благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе иностранных инвесторов, на основе совершенствования нормативной правовой базы и адресной государственной поддержки инвестиционных проектов;
- создание условий для переориентации поставок рыбопродукции на внутренний рынок;
- рациональное развитие и размещение составляющих морского потенциала Российской Федерации на региональных направлениях;
- использование средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых размещается российский флот, на основе приоритетов, обеспечивающих их эффективное расходование;
- создание условий для привлечения рабочей силы в приморские регионы Российской Федерации с неблагоприятными природными и климатическими условиями;
- реорганизацию стратегически важных, но неэффективно работающих судоходных компаний и организаций флота;
- ограничение доступа иностранного капитала в отдельные виды морской деятельности, влияющие на национальную безопасность Российской Федерации;
- поддержку наукоемких, энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в исследованиях, освоении и использовании пространств и ресурсов Мирового океана;
- гарантированное выделение необходимых объемов ассигнований для выполнения государственных программ в области строительства и развития военной составляющей морского потенциала Российской Федерации;
- создание условий, повышающих конкурентоспособность российского флота, портов и отраслей промышленности, связанных с обеспечением их функционирования;
- государственную поддержку морских учебных заведений и организаций, деятельность которых связана с выполнением международных обязательств Российской Федерации в области подготовки кадров, обеспечения безопасности морского судоходства;
- государственную поддержку отдельных транспортных систем, государственное финансирование затрат на содержание, строительство и эксплуатацию ледоколов и транспортных судов ледового класса, в первую очередь с атомными энергетическими установками, создание специализированной системы их базирования;
- государственную поддержку научных исследований в открытой части Мирового океана и морях России, создания единой системы информации об обстановке в Мировом океане, новых технологических процессов и оборудования для безотходного производства;
- поддержание и развитие отечественной орбитальной группировки космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли, навигации, связи и наблюдения, систем мониторинга загрязнения морей России, а также наземных центров приема спутниковой информации;
- обеспечение развития традиционных морских отраслей хозяйства малочисленных народов, населяющих приморские регионы, создание устойчивой системы обеспечения их продуктами питания и предметами обихода.
3. Обеспечение безопасности морской деятельности
Морская деятельность осуществляется с проведением необходимого комплекса конкретных мер по обеспечению ее безопасности, связанных с особенностями водной стихии.
Безопасность морской деятельности включает безопасность мореплавания, поиск и спасание на море, защиту и сохранение морской среды.
Безопасность мореплавания обеспечивается:
- неукоснительным соблюдением соответствующих норм международного права и российского законодательства;
- поддержанием, совершенствованием и развитием средств навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, созданием в Российской Федерации единой государственной гидрографической службы;
- государственным контролем за выполнением классификационных требований к техническому состоянию и годности судов, их всестороннему оснащению и обеспечению, подготовке и сертификации экипажей судов;
- оперативным доведением необходимой информации до мореплавателей.
Для обеспечения поиска и спасания на море необходимо:
- совершенствовать существующую систему поиска и спасания людей на море, основанную на взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в ведении и в сфере деятельности силы и средства спасания, обеспечить государственную поддержку развития и функционирования этой системы;
- развивать международное сотрудничество по поиску и спасанию людей на море;
- обеспечить создание и функционирование единой государственной глобальной автоматизированной системы мониторинга и контроля за местоположением российских судов и наблюдения за обстановкой в Мировом океане.
Защита и сохранение морской среды достигаются:
- мониторингом состояния морской среды и комплексными мерами по предупреждению и ликвидации последствий ее загрязнения, осуществлением мероприятий по предотвращению разливов нефти при разведке, добыче и транспортировке, строительством и реконструкцией приемных сооружений в портах для сбора и переработки отходов;
- стимулированием создания и закупок отечественного оборудования для предупреждения загрязнения и ликвидации последствий загрязнения морской среды, пополнением российского флота специализированными судами для осуществления природоохранной деятельности;
- развитием инфраструктуры отечественного атомного флота, безопасной его эксплуатации и совершенствованием технологии утилизации атомных судов;
- выполнением Российской Федерацией своих международных обязательств в этой области, в том числе и с учетом возможностей международного сотрудничества;
- разрешением противоречий между увеличением объемов и интенсивности добычи углеводородного сырья и других ресурсов с морского дна и необходимостью сохранения, воспроизводства и добычи биоресурсов Мирового океана.
4. Кадровое обеспечение
Кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение и предусматривает:
- создание условий для сохранения и привлечения квалифицированных кадров в плавсостав и сферу управления морской деятельностью;
- сохранение и развитие структуры образования со специализацией на все виды морской деятельности;
- создание системы подготовки руководящих кадров органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области морской деятельности;
- укрепление российских морских традиций, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников, рассматривая обучение в них как начальную ступень подготовки к службе и работе в российском флоте;
- обеспечение государственной поддержки в содержании и эксплуатации учебных судов, материально-технической базы образовательных учреждений морского профиля.
5. Информационное обеспечение
Информационное обеспечение морской деятельности в первую очередь предусматривает поддержание и развитие глобальных информационных систем, обеспечивающих морскую деятельность России, в том числе систем навигационно-гидрографического, гидрометеорологического и других видов обеспечения, единой системы информации об обстановке в Мировом океане, единой государственной системы освещения надводной и подводной обстановки, создаваемых на базе сил и средств Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в целях интеграции и рационального использования систем, комплексов и средств различного ведомственного подчинения. Информационное обеспечение служит основой для принятия решений в области морской деятельности на всех уровнях.